Лечение зубов при беременности на ранних сроках

При наступлении беременности у многих женщин возникают проблемы с зубами. Так, к примеру, наиболее частое заболевание зубовкариес – возникает более чем у 90% беременных женщин, особенно в тех случаях, когда беременность осложняется токсикозом. Это обусловлено несколькими причинами, как физиологическими, так и связанными с возникновением некоторых заболеваний и дисфункциональных расстройств в организме беременной женщины.

Лечение зубов во время беременностиПри беременности резко изменяется гормональный фон женского организма, что приводит к снижению его иммунной защиты и возникновению различных инфекционно-воспалительных заболеваний. Классический пример – гингивит беременных, нередко перерастающий в пародонтит и периодонтит, а в итоге приводящий к развитию кариеса. При беременности также изменяются реологические свойства слюны – она становится более густой и вязкой, что ухудшает естественное очищение зубов от остатков пищи, что приводит к бурному росту патогенных и условно-патогенных бактерий, провоцирующих развитие кариеса. При беременности снижается уровень минералов и микроэлементов в организме женщины, так как они расходуется не только на потребности женского организма, но и организма быстро растущего плода, потребности которого в витаминах, макро- и микроэлементах очень велики. Их дефицит приводит к снижению минерализации тканей зубов, вследствие чего они больше подвержены действию агрессивных факторов внешней и внутренней среды.

Нужно ли лечить зубы при беременности? Обязательно нужно. Патогенные микроорганизмы, вызывающие кариес и другие инфекционно-воспалительные заболевания полости рта, вызывают выработку в организме женщины цитокинов и других медиаторов воспаления, которые помимо участия в воспалительных процессах могут вызывать сокращение матки, что провоцирует преждевременные роды. Болезнетворные бактерии могут проникнуть из очага хронической инфекции в кровь, а оттуда через гематоплацентарный барьер к плоду и инфицировать его. Бактериальная инфекция также может стать причиной развития позднего токсикоза беременности и преэклампсии. Ну и, наконец, зубная боль далеко не лучшим образом сказывается на психоэмоциональном состоянии беременной женщины, а как следствие – и на состоянии плода. Когда психотравмирующий фактор накладывается на и так существенно измененное психологическое состояние беременной женщины, то это негативно сказывается как на ее здоровье, так и на здоровье плода.

Иногда в качестве аргумента против лечения зубов при беременности используется мнение, что такое лечение требует проведения антестезии и рентгенографического исследования, а это, мол, может негативно сказаться на здоровье матери и плода. Теоретически эти возражения не лишены смысла, но в действительности все обстоит совсем иначе. Это можно было бы отнести к старым методам лечения и диагностики, но современные препараты и оборудование, используемые в настоящее время в стоматологической практике практически исключают негативное воздействие на организм при лечении зубов при беременности.

Во-первых, в современной стоматологической практике используются местные анестетики, которые либо вообще не проникают через гематоплацентарный барьер, либо проникают в ничтожно малых количествах и не наносят абсолютно никакого вреда. Они также, в отличие от старых препаратов, отличаются незначительным содержанием адреналина, что позволяет минимизировать и, даже можно сказать, практически полностью исключить вероятность осложнений. Специалисты нашей клиники используют для обезболивания Ультракаин (активное действующее вещество – артикаин), который не проникает через гематоплацентарный барьер, содержит минимальное количество адреналина и практически не вызывает аллергических реакций, поэтому идеально подходит для лечения зубов при беременности.

Во-вторых, современное рентгенографическое оборудование, используемое в стоматологической практике, оказывает минимальную лучевую нагрузку, так как при его работе дозы излучения очень невелики и действует оно очень непродолжительное время, поэтому оно не способно нанести вред плоду и уж тем более матери. Кроме того, для защиты плода при проведении рентгендиагностики используют специальные защитные фартуки, хотя они, по большому счету, являются методом психологической защиты, поскольку, повторимся, дозы ионизирующего излучения при работе современного рентгенографического оборудования, используемого в стоматологии, ничтожно малы.

И, наконец, о безопасности лечения зубов при беременности свидетельствуют результаты многочисленных клинических исследований. Это также подтверждают эксперты Американской стоматологической ассоциации, указывающие на то, что местное обезболивание не несет негативных последствий для матери и плода. Так, к примеру, результаты проспективного исследования, опубликованные в The Journal of the American Dental Association, не показали какой-либо взаимосвязи с лечением зубов при беременности и применяемых при этом местной анестезии и рентгенографического исследования с риском возникновения осложнений беременности. И в исследуемой, и в контрольной группе (женщины, не лечившие зубы при беременности) не было никакой разницы ни в частоте возникновения осложнений беременности, ни в сроках родов, ни в весе плода при рождении.

Беременность лечение зубовТаким образом, лечение зубов при беременности не просто возможно, но и необходимо. При этом следует помнить о том, что лечение зубов при беременности требует особого подхода как к пациенту, так и процессу лечения. В таких ситуациях лечение должно быть проведено быстро и эффективно, чтобы последствия возникшего в полости рта инфекционно-воспалительного процесса не нанесли вреда женщине и ее будущему ребенку. Необходимо использование современного оборудования и материалов, позволяющих провести лечение зубов у беременной женщины максимально эффективно и безболезненно. Ну и, конечно же, для этого нужные значительный опыт и высокая квалификация врача стоматолога, имеющего необходимые навыки в лечении зубов при беременности. Всем этим критериям полностью соответствует клиника «Апекс-Д», оснащенная современным стоматологическим оборудованием и укомплектованная штатом высококлассных специалистов, имеющих большой опыт работы и владеющих навыками лечения зубов в различных клинических ситуациях, в том числе и лечении зубов при беременности.

Свиридова Нина Владимировна. Cтоматолог-терапевт в стоматологии Апекс-Д.
стоматолог-терапевт Свиридова Нина Владимировна

Терапевтический прием: лечение кариеса‚ пульпитов‚ периодонтитов у взрослых и детей