Какие бывают средства гигиены полости рта

Опубликовано: 24.05.2007

Гигиеническая зубная щетка

Предназначена для очищения зубов от налета. Лучше выбирать щетку с линейным, а не ячеистым расположением пучков щетины на головке. При повышенной кровоточивости используйте щетку с мягкой щетиной типа «Софт», а после того, как вылечите десны смело переходите на щетку со щетиной средней степени жесткости.

Профилактическая зубная щетка

Эти щетки более предпочтительны, так как за счет силового выступа глубже проникают в межзубные промежутки и лучше очищают поверхности зубов. Углубление позволяет эффективно очищать зубодесневую борозду, проводить массаж прилегающей десны, устранять налет и предупреждать появление зубных камней.

Гигиеническая паста

Альтернатива в тех случаях, когда нет ничего другого, т.е. лучше чистить ею, чем вообще ничем не чистить зубы.

Лечебно-профилактическая паста

Ее нужно использовать ежедневно. Если во рту нет явных воспалений, используйте любые фторсодержащие пасты, так как все они обладают антимикробным действием. Применение паст должно быть целенаправленным:

• При воспалении следует использовать пасты, содержащие не только фториды, но и экстракты трав.
  • При обострении - пасты с антисептиками, обладающие выраженной антимикробной активностью, и содержащие хлоргексидин, триклозан, цетилперидиум хлорида. Их не следует использовать постоянно, так как может появиться дисбактериоз полости рта, поэтому пасты лучше применять две-три недели, максимум месяц.
  •  При гиперчувствительности зубов на внешние раздражители, следует использовать зубные пасты типа «Сенситив».

Флоссы (зубные нити)

Это единственное средство гигиены, которое очищает межзубные промежутки, а значит предупреждает развитие кариеса, образование зубных камней и зубодесневых карманов.

Межзубные ершики

Очень эффективное средство очищения межзубных промежутков, но им следует пользоваться, если позволяют пространства между зубами, если же зубы стоят слишком плотно, то не следует этого делать, так как ершики в этом случае не принесут никакой пользы, а только травмируют межзубной сосочек.

Флоссеты

Такое же эффективное средство, как и флоссы. Манипулировать этой нитью значительно проще, однако усложнить процедуру могут нависающие края пломбы (которых теоретически быть не должно, но на практике они встречаются), за счет чего после введения нити флоссетты между зубами ее будет не удалить из межзубного промежутка иным способом, кроме как порвав.

Жидкие средства

К ним относятся ополаскиватели, которые бывают самые разные и имеют свое предназначение:

• Фторсодержащие предназначены для профилактики кариеса и контроля за балансом бактериальной флоры.
  • С экстрактами трав применяются при незначительных воспалениях.
  • Ополаскивателт типа «Сенситив» применяются при повышенной чувствительности зубов и десен. А для получения максимального эффекта их надо сочетать с пастами типа «Сенситив с фтором», так как у них различные механизмы действия, и при неправильном сочетании они будут только мешать друг другу.

Ополаскиватели могут быть алкогольсодержащие и безалкогольные. Предпочтение по некоторым причинам отдается безалкогольным ополаскивателям, так как они готовы к применению без дополнительных разведений, не обжигают слизистую, безвредны для тех, у кого аллергия на алкоголь, содержат антисептики, убивающие микробы. В силу этих причин, наиболее подходят при беременности. Кстати, ополаскиватель с алкоголем - это уже не ополаскиватель, а эликсир или бальзам, который следует разводить перед использованием.

При воспалениях в полости рта, таких как гингивит, пародонтит можно использовать отвары и настои выжущих и дубящих трав, которые готовятся непосредственно перед использованием.

Электрические зубные щетки

Очень модное средство гигиены, которым только надо уметь пользоваться. Основная ошибка при чистке зубов электрической щеткой - стремление повторить те же движения, что и при использовании мануальной щетки, а это снижает эффективность чистки.