Гемисекция корня зуба

Гемисекция корня проводится на зубах молярной группы нижней челюсти, в том случае если один из их корней имеет значительные деструктивные поражения.

Такая хирургическая манипуляция относится к зубосохраняющим операциям, суть которой заключается в удалении одного из корней многокорневого зуба вместе с прилегающей коронковой частью и воспаленными периапикальными тканями.

Оставшаяся часть, не затронутая патологическим процессом и способная выдержать функциональную нагрузку сохраняется.

Гемисекция корня зуба позволяет сохранить живую единицу при запущенных (хронических) формах заболевания, возникших, например, по причине некачественного эндодонтического лечения, в результате которого оставшиеся патогенные микроорганизмы продолжают размножаться локализуя очаг воспаления в области корня зуба, при этом воспалительный процесс распространяется дальше, разрушая коронку и инфицируя ткани в околоверхушечной области.

В таких случаях традиционные методы лечения не позволяют осуществить доступ к источнику инфекции для проведения надлежащего лечения, поэтому эффективным считается оперативный подход к устанению очага.

При этом, технически операция может быть выполнена следующими способами:

Первый способ предполагает осуществление доступа к корню через корону. Для этого врач производит распиливание коронковой части до зоны бифуркации (т.е. до места где начинается расхождение корней). После этого производится экстракция поврежденного корня.

Второй способ заключается в проведении разреза десны до кости и отслаивания слизисто-надкостничного лоскута. Далее, в проекции корня высверливают фрагмент кости для формирования оперативного доступа. Через образованное отверстие отсекают и извлекают корень. Такая техника применяется и в случае выявления кистозного образования в периапикальной области.

Через перфорированое окошко иссекают околокорневую кисту, полость тщательно вычищают от остатков патогенных тканей, обрабатывают антисептическими препаратами и, в зависимости от размера кисты, заполняют остеозамещающим материалом. Затем лоскут возвращают на место и рану зашивают.

Такую лоскутную технику применяют и для ампутации корня зуба. Эта процедура так же относится к зубосохраняющим методикам и отличается от гемисекции тем, что удаляется только часть корня, пораженная воспалительным процессом, а коронка сохраняется.

Операция проводится под местной анестезией. Предварительно осуществляется обработка и пломбирование здоровых корневых каналов.

К показаниям для проведения гемисекции и ампутации корня  можно отнести следующие причины:

1. Непроходимость одного из корневых каналов моляра в виду его нетипичной анатомии, что не дает возможности его лечения консервативными методами
  2. Диагностирование в апикальной области кистозного образования
  3. Перелом одного корня
  4. Если инфекционное заболевание сопровождается гнойно-воспалительным процессом
  5. Кариес одного из корней
  6. Хронический периодонтит на поздней стадии
  7. Глубокий пародонтальный карман в проекции одного из корней
  8. Перфорация стенки корневого канала

К противопоказаниям относятся:

1. Пожилой возраст пациента
  2. Слитые корни
  3. Сахарный диабед
  4. Заболевания сердечно-сосудистой, кровеносной и нервной систем
  5. Злокачественные новообразования

Гемисекция инфицированного корня позволяет на некоторый срок сохранить функциональность зуба и предотвратить разрушительное воздействие патогенных микроорганизмов на ткани нижнечелюстной кости. Это способствует предотвращению атрофии костной ткани и поддержанию благоприятных условий для дальнейшей имплантации.

Успех операции в долгосрочной перспективе зависит от того, насколько оставшиеся корни моляра способны выдержать механическую нагрузку в качестве опоры под протез. К таким факторам можно отнести: состояние пародонта, анатомию корней, возможные эндодонтические проблемы, вероятность перелома сохраненного корня.

Успешному прогнозу операции способствует максимально возможное сохранение структуры единицы, а так же восполнение необходимого количества костной ткани в месте удаления корня для сохранения исходного рельефа десневого края.

Из-за нарушения целостности корневой системы прооперированный зуб уже не будет иметь былую устойчивость и для того, чтобы он прослужил дольше следует избегать чрезмерных жевательных нагрузок.

Основное преимущество гемисекции в том, что сохраненные здоровые корни зуба могут быть использованы в качестве естественной опоры под корону и сохранить функциональность резецируемого моляра без нарушения целостности зубного ряда.