Памятка для пациента после удаления зуба

Удаление зуба может быть сложным или простым.

Простое удаление зуба это стандартная хирургическая манипуляция, несложная процедура для опытного хирурга- стоматолога, осложнения после которой наблюдаются крайне редко. К простому удалению относится извлечение  зубов с одним прямым корнем, например резцов или клыков. Такая операция предполагает экстракцию зуба при незначительном сопротивлении вследствие его повышенной подвижности.

После удаления зуба в лунке формируется кровяной тромб или сгусток. Этот сверток в идеальной ситуации заполняет собою альвеолу до уровня бывшей  циркулярной связки зуба и, при этих условиях, на 3-4 день изжелто-серо-зеленая пленка, тонким слоем колонизирующих эпителиоцитов, в норме, накрывает всю поверхность. Они же, эти клетки, через  2 недели становятся розового цвета и превращаются в полноценную покровную слизистую оболочку прикрепленной десны.

• Следуйте рекомендациям Вашего врача.
  • Сохраняйте возможность повторного визита к Вашему врачу на случай возможных отсроченных осложнений (далеко не уезжайте).
  • Берегите сформировавшийся кровяной сгусток, он защищает рану от проникновения инфекции и нагноения.
  • Не трогайте лунку зуба языком или пальцем, так как в первые сутки сгусток крови легко можно извлечь из лунки, что делать категорически нельзя.
  • На 3-4 сутки на поверхности сгустка образуется изжелто-серо-зеленая пленка – фибрин.

Не полощите рот в течении 3 дней, при необходимости, по рекомендации врача,  делайте антисептические ванночки.

Вечером текущего дня лучше откажитесь от гигиенических процедур, а далее, зубы продолжайте чистить в обычном режиме, только в области раны делайте это наиболее  атравматично. Используйте мягкую зубную щетку.

Появление в первые часы посттравматического отека десны и болевых ощущений – это естественная ответная реакция организма. Со стороны щеки в области удаленного зуба прикладывайте холод на  10 мин каждые 2 часа. Холод снижает вероятность появления отека.

• Принимайте обезболивающие и противовоспалительные  препараты, если таковые прописаны Вашим врачом
  • Не грейте щеку в проекции удаленного зуба. Нагревание расширяет сосуды и увеличивает приток крови, в следствие чего может начаться кровотечение.
  • Не подвергайте себя тяжелым физическим  нагрузкам, они повышают давление, что может спровоцировать кровотечение.
  • Не принимайте пищу в первые  3 часа после удаления
    Не ешьте горячую, острую и травмирующую пищу в течении 3 дней
  • Не употребляйте горячие напитки
  • Не принимайте горячую ванну и другие согревающие процедуры в течение 3 дней
  • Воздержитесь от курения в первые 3-4 часа после удаления зуба
  • Воздержитесь от алкоголя в течение первых суток
  • При назначении врачом антибиотиков, исключите прием алкогольных напитков в течение всего периода антибактериальной терапии.
  • Избегайте сквозняков и не контактируйте с больными ОРВИ

Сложное удаление зуба это нестандартная трудоемкая операция по извлечению зуба в условиях осложненного доступа к нему. Зачастую сложное удаление применительно к ретенированным зубам мудрости и двухкорневым зубам, в случае, если зуб сильно разрушен или расположен под уровнем десны.  В ходе такой операции производится разрез десны и надкостницы, для формирования доступа к корню зуба, возможно удаление определенного количества ткани вокруг зуба или извлечение зуба по частям.

Физиологические симптомы после травматичного (сложного) удаления зуба

• Отек всегда сопровождает травматичные операции, когда удаляют более чем один зуб кряду. Посттравматичный отек на 2-3 сутки формируется, а на 5 сутки сходит.
  • Острая фаза болевого синдрома, в тотальном большинстве случаев, исчерпывается до окончания действия анастетиков, но в тот же самый вечер и в последующие дни появляется тупая ноющая боль. Но если пациент принимает обезболивающие препараты, она переносится незаметно.
  • Первичное луночковое кровотечение останавливает врач и, в норме, профессиональный хирург отпускает пациента без кровотечения. Причиной отсроченного кровотечения часто становится банальное несоблюдение рекомендаций Вашего врача, вследствие этого утрачивается кровяной сгусток. Кровотечение вымывает остатки тромба, что приводит к обнажению раневой поверхности и воспалению альвеолы.
  • Располаскивание и размывание сгустка так же приводит к развитию альвеолита.

Если остался кусочек зуба после удаления существует два пути развития процесса:

• В первом случае, если фрагмент или отломок инфицирован кариозным процессом или его осложнениями, то неизбежно наступление осложнения воспалительного характера с необходимостью дальнейшего хирургического лечения в форме кюретажа лунки и удаления причинного объекта.
  • В другом случае, если отломок не инфицирован и, даже выявляемый рентгенологическим методом, он не вызовет острых форм реакции организма, но будет им отторгнут в ходе физиологического процесса в течении некоторого времени.

Если Вы испытываете чрезмерное чувство беспокойства и наблюдаете симптомы, которые не являются нормой для постоперационного периода, не предпринимайте самостоятельных не рекомендованных врачом действий, а лучше обратитесь к хирургу-стоматологу за консультацией.